Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
По показателям развития и здоровья детей представлены две категории детей – дети, развивающие в пределах возрастной нормы и дети, имеющие проблемы в речевом развитии (по результатам комплексного медико-педагогического обследования). Для детей с речевыми отклонениями создан логопункт.
а) специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья:
-описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса:
В структурном подразделении «Детский сад «Улыбка» проходят обучение дошкольники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), среди них дошкольник с нарушением речи: общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), дошкольники с задержкой психического развития (ЗПР).
Коррекционная работа направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в речевом развитии воспитанников, их социальную адаптацию.
Задачи комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения:
-Своевременное выявление детей с ОВЗ;
-определение особенностей организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
-создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении;
-разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в психическом развитии;
-реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
-оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
-описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе без барьерной среды их жизнедеятельности:
Для коррекционного воздействия в учреждении создан логопедический пункт для дошкольников с нарушением звукопроизношения и
ФФН, ЗПР;
В логопункте с дошкольниками с ОВЗ работают учитель-логопед и воспитатели, прошедшие специальную подготовку на курсах повышения квалификации. В детском саду осуществляется реализация рабочей программы учителя – логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС). Предельная наполняемость устанавливается в зависимости от
количества детей речевыми дефектами и тяжести речевого дефекта и составляет 20 детей с ФФН и ОНР. Длительность обучения зависит от речевого диагноза. Дети с ФФН обучаются 1 год, длительность коррекционного воздействия для дошкольников с ОНР зависит от тяжести речевого дефекта и может составлять от 1 до 2 лет обучения. Количество дошкольников с ОВЗ
Коррекционная работа в логопункте проходит в течение учебного образовательного процесса. Учитель-логопед проводит фронтальные занятия в группах в соответствии с расписанием образовательной деятельности, индивидуальные занятия ребенок посещает в соответствии с индивидуальным графиком, разработанном специалистами коррекционного профиля. На индивидуальные занятия и обратно дошкольники
сопровождаются младшими воспитателями, так как порой у детей параллельно проходят другие мероприятия или прогулка.
Взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения (музыкального руководителя, воспитателя или инструктора по физической культуре, других педагогов), специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья: Для достижения лучших результатов коррекции все педагоги включаются в коррекционный процесс. Воспитатели групп, в которых находятся дети с ОВЗ во второй половине дня проводят занятия по заданию логопеда. Учителем-логопедом ведется тетрадь взаимосвязи со специалистами, где педагоги отмечают динамику коррекционной работы, пути дальнейшей работы. В логопункте при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребенком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно– педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на
формирование и развитие речевых сфер. Для осуществления полного коррекционного воздействия в структурном подразделении разрабатывается комплексно-тематическое планирование. Все специалисты учреждения: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, воспитатель планируют образовательный процесс в соответствии с календарно-тематическим
планированием ДОО, кроме того цели и задачи, решаемые на занятиях должны соответствовать друг другу. Содержание занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учетом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы логопеда по разделам программы.
б) механизмы адаптации Программы для детей с ОВЗ
-выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в психическом развитии;
Ежегодно в средине учебного года учителем-логопедом, проводиться обследование дошкольников средней, старшей и подготовительной к школе группы. Специалисты выявляют трудности усвоения программы или нарушение речи дошкольников. Дети, у которых выявляются трудности, с согласия родителей направляться на освидетельствование ПМПК. Дети с ОВЗ проходят полное комплексное обследование на ПМПК, в результате которого педагогами выставляется коллегиальное заключение и рекомендации по коррекции данного нарушения. На основании заключения ПМПК в дошкольном учреждении проходит комплектование логопункта детей с ОВЗ, определяются сроки коррекции данного нарушения и направления работы.
-осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
В первые две недели учебного года (с 1-15 сентября) проводится специальное логопедическое обследование воспитанников ДОУ. Результаты мониторинга фиксируются в журнале «Первичного обследования».
Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных маршрутов).
Программы и их интеграции в образовательном учреждении.
На логопедическом пункте обучение проводиться в индивидуальной форме и выстраивается на основе индивидуально-ориентированной программы. На логопедический пункт зачисляются дошкольники с ФФН,ФН, лексико-грамматическим недоразвитием речи. Длительность коррекционной работы на логопедическом пункте составляет от полугода до года, в зависимости от тяжести дефекта.
Дети с ОВЗ вместе со своими сверстниками принимают участия в различных видах образовательной деятельности, и дополнительно проходят коррекционное обучение с учителем-логопедом. Таким образом, дети с ОВЗ, воспитывающиеся в группах являются полноценными участниками образовательного процесса. Они активно участвуют в коллективных мероприятиях: совместных праздниках, развлечениях, взаимопосещениях («Осенний экологический марафон», «Колядки», «Масленица», «Зимние забавы», «Мир един для всех» и др.)
в) использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов:
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.- СПб.: Детство-Пресс, 2009.
2. Агранович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
3. Азова Е. А., Чернова О.О. Учим звуки. Домашние логопедические тетради для детей 5- 7 лет.-М.:ТЦ Сфера, 2010.
4. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями.- Ростов н/Д; Феникс, 2011.
5. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.:АСТ: Астрель, Владимир, 2011.
6. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии.- М.:АСТ:Астрель, 2012.
10. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Тетрадь логопедических заданий. Старшая группа - М.6 Издательство «Скрипторий 2003»
11. Богданова О. Учусь говорить правильно за 20 минут в день. -М.:АСТ, 2009.
12. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.- М.: ТЦ Сфера, 2014.
13. Бахматова З.Н., Фридрих И. А. Плавно, медленно, красиво. Система работы по устранению заикания у старших дошкольников и младших школьников.- М.:УЦ «Перспектива», 2010.
14. Батяева С. В, Севастьянова Е.С. Альбом по развитию речи для самых маленьких.- М.: ЗАО «Росмэн-пресс», 2012.
15. Володина В. С. Альбом по развитию речи.- М.: ЗАО «Росмэн-пресс», 2011.
16. Герасимова А. С. Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками.-М.:Айрис-пресс, 2009.
17. Гаврина С. Е. Развиваем память. - Ярославль: Академия развития, 2008.
18. Давыдова Т. Развиваем речь.- М.: ООО «Стрекоза», 2009.